ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"
с. Красногвардейское, Красногвардейский муниципальный округ, Ставропольский край
  • Ремесла Ставрополья.

    «Ремёсла Ставрополья»  Внеклассное мероприятие. Подготовила:  учитель изобразительного искусства  Лыкова Светлана Викторовна. Апрель 2013 год.
    01 апреля понедельник
    Ремесла Ставрополья.
    Ремесла Ставрополья

    Ремесла Ставрополья.

    «Ремёсла Ставрополья»  Внеклассное мероприятие. Подготовила:  учитель изобразительного искусства  Лыкова Светлана Викторовна. Апрель 2013 год.

    Презентация

    Ученик: Художественные промыслы – искусство,  пришедшее к нам из глубины веков. В изделиях народных мастеров живут художественные традиции, передающиеся из поколения в поколение и проявляющиеся в обычаях, верованиях, праздниках.

    Ученик: Наш край заселялся на протяжении трёх столетий казаками и крестьянами – переселенцами из разных губерний России. Сюда, как в копилку , сносились обычаи и традиции Украины и Урала, Центральной России и Белоруссии. Здесь сплетались языки и обычаи в своеобразную культуру – культуру Ставрополья.

    Ученик: Сегодня мы расскажем о промыслах крестьян Ставропольской губернии. Наибольшее распространение получило домашнее ручное ткачество. Не было на селе девушки, женщины, которая не владела бы этим древним мастерством.

    Учитель: Но прежде чем сесть за ткацкий станок, надо было подготовить для него пряжу. Этот процесс  включал в себя несколько стадий.

    Сбор конопли и льна (слайд)

    На Ставрополье сеяли лён и коноплю. Лён сеяли на 21 мая в день Елены – леносевки. Но он не долго радовал своими голубыми цветением ставропольчан:  уже в начале века посевов льна в наших краях не стало. Поэтому основным сырьём для ткачества была конопля.

    Ученик: Уборка льна и конопли начиналась со второй половины  августа и сопровождалась песнями и обрядами.

    Образ бытия и приговор.

    «Жнивка,  жнивка!

    Отдав мою силку!

    На пест, на мильон,

    На кадило, да на молотило

    И на криво веретено».

    Ученик: Снопы стеблей вымачивали в проточной воде ручья целую неделю. За тем приступали к мятью, обмолоту и трепанию.

    Обмолот, мятьё, трепание (слайд).

    Учитель: После того как стебли становились мягкими, в работу включались мужчины и подростки. Коноплю молотили, мяли, трепали. Всё это производилось орудиями труда, которые крестьяне делали сами. Показ орудий  (слайд).

    Валёк. Изготавливался из твёрдых пород дерева (слайд).

    Цеп - подвижная его часть крепилась к ручке ремнём или  цепью (слайд).

    Рубель – это приспособление для утюжки белья, но часто его использовали вместо валька (слайд).

    После того, как стебель становился мягким, его расщепляли на волокна и прочёсывали. Прочёсывание  (слайд).

    Прочёсывание волокна делалось при помощи деревянного гребня. Для удобства гребень закрепляли на «донце», усевшись на котором можно было приступать к работе. Прочёсывая через зубы, волокна освобождали от семечек, зёрен, катышков.

    Ученик: Следующий этап в подготовке к ткачеству – прядение. Этому искусству обучались девочки с малолетства. Нехитрые и надёжные приспособления для прядения – прялки.

    Прядение (слайд).

    Учитель: Процесс прядения заключался в изготовлении нити из волокон льна или конопли. Его суть состоит в соединении и скручивании волокна в единую нить.

    Показ орудии прядения (слайд).

    Прялка – стояк, веретено.

    «Нитка к ниточке ложись,

    веретёнце, покрутись.

    веретёнце, покрутись,

    нитка длинная не рвись».

    Ученик: И вот наступает долгожданный момент: ткацкий станок подготавливается к работе. Чудо-машина способна превратить дары природы в мягкую, прочную, необходимую для человека ткань. Сущность работы станка заключается в плотном переплетении нитей, образующих полотно. Работа сложная и требует навыка и умения.

     Показ с деталями ткацкого станка  (слайд)

    Челнок, бёрдо, дощечки.

    «До середины, узор берёшь,

    варушки за ниченки ставить,

    а поле середины – отбирать будешь,

    узор сам пойдёт –

    считать не надо,

    только дощечки вынимай

    да бердами прихлопывай».

    «А чтобы полотенце на краях не стягивало,  ставим дощечку - разлучку, она края во время тканья натягивает и держит».

    Ученик:  Готовое полотно шириной 60 – 70 см. длиной от 1 до 10 метров. Полотно используется для рушников и настольников, рубашек и платьев, подзоров и утиральников. Из него всё, что делает тёплым, уютным и красивым жильё крестьян.

    Ученик: Но полотно серое и не нарядное. Как можно украсить жильё?

    Отбелить и вышить (действие)

    Учитель: Всё отбелить поможет солнце!

    «В погожий, летний и солнечный день

    Раскинуть  на травке полотна не лень.

    Пусть солнце потрудится с нами сполна

    И будет полынка нежна и бела».

    А можно отбелить ткань при помощи древесной золы и щёлочи. Из них делают раствор и замачивают в нём полотно надвое суток. Затем полотно выполаскивают в проточной  воде.

    Ученик: Долгими осенними вечерами, когда полевые работы завершались, девушки и женщины начинали расшивать чудо - узорами белые полотна .

    Ученик: Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои  привычные узоры вышивальщицы знали наизусть. Основные традиционные узоры, характерные для каждой личности, сохранились и по сей день.

    Показ (слайд)

    Учитель: Украинки для своих любимых вышивали красно- чёрные розы.

    Крестьянки – переселенки с Курской и Нижегородской губернии - мелкий геометрический полихромный орнамент.

    Крестьянки из Северных губерний свои изделия украшали нежным, блеклыми - как сам Север орнаментом.

    Ученик: Зимой часто на селе устраивали « посиделки». Здесь заводились знакомства, побирались пары, здесь веселились, отдыхали и работали. Вместе с песней работа спорится.

    Посиделки (слайд). Песня.

    Ученик: Как долго надо вышивать это полотенце?

    Учитель: Умелая вышивальщица один такой край за вечер вышивала.

    Ученик: Это сколько полотенец  можно вышить за зиму?

    Текст: Девочки с 6 – 7 летнего возраста начинали готовить себе приданое. Им помогали и замужние сёстры, и мать. Приданное включало до 10 простыней с подзорками, по 20 наволочек с подушками, да дюжину рушников, да пяток настольников. А рубашек не счесть и будущему мужу и свёкру. А  подарки и свёкру и свекрови, и кумовьям, и сватам, и почётным гостям.

    Хоровод с рушниками, песня (слайд).

    Ученик: Ещё самым распространённым из ремёсел является кузнечное дело. Не было на Ставрополье села, где бы не оказалось своей кузнецы. Перезвон кузнечных молотков с утра до позднего вечера вливался в размеренную сельскую жизнь, наполнял её радостью созидательного труда.

    Работа кузнецов (слайд).

    Учитель: Кузнец что инженер и механик на селе: и коня подковать, и плуг наладить, и кастрюльку заклепать.

    В особом почёте были кузнецы оружейники.

    Ученик:  Северный  Кавказ и Ставропольская губерния – пограничные районы России. Не раз случалось, что  мирных крестьян – хлебопашцев приписывали в казаки. Казак – человек военный, как ему обойтись без достойного оружия?

    Опробование кинжалов (слайд).

    Учитель: Кавказские кинжалы завоевали славу и уважение всех мужчин. Они были не просто оружием, а произведением искусства – образцом мастерства и творчества.

    Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачи и каменщики. Плотники и резчики по дереву и кости. Оружейники, маляры, портные.  И вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи радуют наши глаза и несут добро и радость в нашу жизнь.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie