Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация опыта. Выступление на методсовете школы «Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дубровина Светлана Владимировна
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Кроме отсутствия качественного образования дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:
l нарушение связи с миром;
l недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
l ограниченный доступ к информационным ресурсам;
l недоступность общения с природой, культурными ценностями.
Наряду с такими факторами как состояние здоровья и особенностью психического развития, этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. В настоящее время дистанционное образование стало реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволила реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.
Законом «Об образовании» за родителями и детьми закреплено право выбора учреждения и формы образования, Конституцией Российской Федерации закреплено право детей жить и воспитываться в семье. Вследствие этого, одним из основных направлений государственной политики в Ставропольском крае явилось обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
В 2008 году министерством образования Ставропольского края была начата работа по развитию дистанционного образования детей с ограниченными возможностями. Ставропольский край вошел в число победителей рейтинговых конкурсов (в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы) по отбору субъектов РФ на поставку оборудования на условиях софинансирования по проекту «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждение по состоянию здоровья».
В 2008 году я прошла обучение на курсах повышения квалификации по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями и была протестирована по теме: «Технический минимум для учителя - тьютора» (результат 700 из 700 баллов).
11 сентября 2009 года приняла активное участие в Итернет-педсовете «Концептуальные подходы к организации дистанционного обучения детей, с ограниченными возможностями здоровья».
25-26 февраля 2010 года приняла участие в педагогическом совете проводимом Центром дистанционного обучения детей-инвалидов по теме "Роль сетевого преподавателя в организации дистанционного обучения детей-инвалидов".
3 июня 2010 года в комитете Государственной Думы по образованию и науке РФ приняла участие в заседании «круглого стола» по теме: «Дистанционные технологии в общем образовании: законодательный аспект». Заседание проводилось в режиме видеотрансляции в законодательные органы субъектов РФ. В просмотре видеотрансляции принял участие депутат Государственной Думы Ставропольского края, председатель комитета по образованию, науке и культуре Бражников Е. Ю., заместитель министра образования Палиева Н.А., сотрудники ЦДО и опорных школ региона.
С 21 по 23 апреля 2010 года в Ставропольском крае приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья». Организаторы конференции: Министерство образования Ставропольского края, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования. В ходе работы конференции выступила с докладом «Формы и ресурсы инклюзивного образования», и опубликовала статью «Инклюзивная школа или инклюзивное образование» в сборнике статей.
Организовала участие учащихся с ОВЗ в Межрегиональном мероприятии "Приходите в гости к нам!"
Участвовала в работе методического совета «Знакомство с методическими рекомендациями и решениями, которые возможно использовать в процессе дистанционного обучения».
Приняла участие в форумах, проводимых ЦДО Ставропольского края: «I полугодие: как начиналось дистанционное обучение …», «Интеграция детей-инвалидов в социокультурное пространство», «Общение в сети Интернет».
По результатам краевой педагогической игры «Вместе весело шагать ...!» стала самым активным участником, разработала конспект урока-поиска «Поговорим о сказке "Птица Феникс"» позволяющего использовать возможности информационного поиска сети Интернет получить информацию о «Птице Феникс» и подготовила презентацию к уроку.
В ходе проведения семинара на тему «Роль социальных сервисов в дистанционном обучении» расширила представление об основных типах социальных сервисов, приняла участие в обсуждении педагогических возможностей среды сетевых сообществ для дистанционного обучения детей с ОВЗ. Разработала и организавала выполнение проекта «История школы – моя история» (Посвященный 45 летию школы).
В рамках осуществления работы по формированию налоговой грамотности и правовой культуры детей с ограниченными возможностями здоровья сотрудниками Центра дистанционного обучения детей-инвалидов и Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю провела учебные занятия в режиме реального времени через Skype для учащихся, консультаций для родителей по вопросам налогообложения
Под моим руководством учащиеся приняли участие в конкурсе детского рисунка «Ах, зимушка-зима...», литературном конкурсе «Волшебное перо», проекте «Вам письмо!» проводимом Центром образования «Технологии обучения».
Провела откртый дистанционный урок для слушателей курсов повышения квалификации СКИПКРО по проблеме «Применение средств информационно-коммуникационных технологий для дитанционного образования детей-инвалидов для учителей и администрации образовательных учреждений» на курсе социально-педагогической направленности «Математическая игротека» с Завгородней Ириной (4 класс) «Разрезание и складывние фигур «Танграммм».
Ознакомила участников «Рейда-выезда депутатов государственной краевой думы по вопросу дистанционного обучения детей-инвалидов» при участии зам.министра образования Ставропольского края Н.А. Палиевой, с методикой и техникой проведения занятий в дистанционной форме.
Преподавала в СКИПКРО на курсах повышения квалификации по теме «Применение средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов».
По итогам 2009-2010 учебного года и 2010-2011 учебного года школа признана лучшей «опорной школой» в Ставропольском крае по работе сетевых преподавателей.
Школьников обучаю по программам соответствующим всем нормативно-правовым документам и нормам СанПиНа.
При организации дистанционного обучения провела установку на дому у каждого учащегося включенного в проект «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждение по состоянию здоровья»: компьютеры, колонки, клавиатуру, монитор, принтер, сканер и т.д.
Для многих родителей, как правило, на первом месте стоит забота о здоровье. Все силы и время тратятся именно на это. В школе задача образования легла на плечи педагога. При дистанционном обучении родители стали главным помощниками для ребёнка. Поэтому провела обучение родителей по программе «Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям». Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения дало возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть «комплекс беды», характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Для осуществления дистанционного обучения я систематизировала знания в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах, прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Применение средств информационно - коммуникационных технологий для дистанционного образования детей – инвалидов». В СКИПКРО повышение квалификации педагогов,проходила в очном и дистанционном режимах. Обучение проводилось в той же информационной среде, что и учащихся. Для эффективной работы я являюсь активным пользователем компьютера, Интернет, умею не только уметь печатать на компьютере, но и использовать различные программы для создания и оформления проектов и мультимедиа проектов, например, вести переписку с коллегами, пересылать им фотографии, ссылки на Интернет страницы, использую программы сетевого взаимодействия для общения с коллегами, родственниками, друзьями, собираю свое профессиональное электронное портфолио.
Владею методикой преподавания дистанционного урока, основной и главной единицей общего образования. Учитываю, что дистанционный урок имеет общее и различия с традиционным уроком. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка – один учитель, один ученик. Прошла предварительную техническую и методическую подготовку. Имею трехлетнюю практику и пеостоянно знакомлюсь с опытом коллег, других учителей, которые также работают с такими методиками и технологиями, учителями своего региона, всей страны.
Владею методикой и технологией использования программы Skype для проведения дистанционного урока. Это программа позволяет видеть только одного собеседника. А при проведении аудиоконференции, могу добавлять до четырех, пяти участников. В Скайпе мы могу пересылать прикрепленные файлы, например, задания к уроку. Таким образом владею техникой проводения группового урока. На уроках пользуюсь возможностью Скайпа - предоставить свой экран во время урока. Использую дидактические материалы, иллюстрации, карты, видео и аудио сюжеты, выделив цветом, шрифтом, проведя на экране мышкой, показываю ученику на то место, куда нужно обратить внимание. То есть при применении специальных технологий стираю различия между обучением в очной и дистанционной форме.
Учавствуя в проекте «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждение по состоянию здоровья» учитываю коррекционную направленность.
При дистанционном обучении детей-инвалидов на дому разрабатываю индивидуальный учебный план, годовой календарный график и расписание занятий, которые и утверждаются образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.
Уроки провожу в специальной учебной среде – «i-классе» www.iclass.home-edu.ru Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва), где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Во время уроков с учеником видим друг друга через веб-камеру. У обоих имеется под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.
Дистанционные образовательные технологии позволяют минимизировать возможные психологические барьеры больных детей в общении со сверстниками, обеспечивая в сетевом взаимодействии конфедициальность медицинских диагнозов и другой личной информации, они предполагают субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута за счет модульности, вариативности и гипертекстовости контента.